МЕТАМОРФОЗЫ ОТ ГОРОСКОПОВ РОЖДЕНИЯ К ГОРОСКОПАМ СМЕРТИ

Опубликовано 23rd Апрель 2017 в рубрике Астрология:
.

В первой главе мы процитировали высказывание Рудольфа Штейнера от 21 января 1917 года, относящееся к чтению гороскопа смерти. Вернемся еще раз к нему:
«У мертвых, находящихся еще в своем эфирном теле, особенно оказываются задействованы силы, которые связаны со звездной констелляцией, сложившейся в тот момент, когда умерший покидал физический мир. В целом это, конечно, кармически обусловлено. Если, вооружившись необходимым благоговением и уважением, составить гороскоп, и именно планетарный гороскоп — расположение планет на момент смерти, — то из него можно извлечь множество более основательных сведений, гораздо больше, чем получают, когда исследуют, нередко с эгоистическими целями, звездные констелляции на момент рождения. Гороскоп смерти позволяет получить исключительно много сведений о существе человека в целом, и исключительно много сведений о связи кармы с наступлением смерти именно в данный определенный момент.


Тот, кто когда-либо занимался исследованиями в этом направлении — правила те же самые, что и для гороскопа рождения, — тот мог прийти к весьма интересным результатам, особенно если он более или менее знал в жизни человека, для которого составляет гороскоп. Ибо мертвый проносит со своим еще не отделившимся эфирным телом многое из того, что является отголоском планетной констелляции».
Давайте еще раз проведем исследования в этом направлении, рассмотрев метаморфозу гороскопа рождения в гороскоп смерти на примере ведущих антропософов.
1. У Готтфрида Хаас-Беркова, который со своей образовавшейся во время войны труппой артистов ездил по странам и ставил во многих городах «Танец мертвых» и «Каждый», позже также и «Фауст», дело обстояло так, что у него в гороскопе рождения наблюдается расположение планет, которое в гороскопе смерти как бы растворилось. Доминирующей планетой в гороскопе является Юпитер, который, со своей стороны, находится в тригонально-секстильно ослабленной оппозиции к Плутону. Солнце стоит в конъюнкции к Нептуну. Бросается в глаза тесная конъюнкция Марса и Урана в Весах, стоящая в квинкунксе к Венере.
В гороскопе смерти снова присутствует конъюнкция Марса и Урана, на этот раз не в Весах, а также их отношение к Венере — прежде бывшее в квинкунксе, — теперь в форме конъюнкции. И оппозиция Юпитера и Плутона расширилась в отдаленную конъюнкцию, которая стоит в оппозиции предыдущей средней оси в Деве (Юпитер в 3 декане). Вместо доминирующего Юпитера стоит Сатурн, на этот раз в дальней конъюнкции к Нетуну, и опять вблизи от восходящего узла Луны. Кроме того, он образует на этот раз тригон к Марсу и Урану, стоящим в знаке Льва.
Со всей сдержанностью и осторожностью можно сказать по поводу этого метаморфоза гороскопа: наиболее бросается в глаза сохранившаяся конъюнкция между Марсом и Ураном в сдерживающем Марс знаке Весов, дающая силу одухотворения и любовь к общественной деятельности. В гороскопе смерти обе планеты стоят в первом декане Льва, где в формирующей силе следует ожидать наличие самосохраняющего элемента. Разрешившаяся оппозиция Юпитера и Плутона дала стремление к развертыванию в чисто духовной области, стремление действовать на массы, тенденцию к социальному и религиозному обновлению, дала блестящие организаторские способности, способность к духовному руководству. Всё это сохранилось в конъюнкции с усилением функции вождя. Отношение к антропософии, которое гороскопе рождения выразилось в конъюнкции Солнца к Нептуну, мы снова находим в тригоне Нептун-Солнце.
Характерна одинаковая насыщенность дуги Зодиака от Тельца до Стрельца, причем основная концентрация находится в четырех знаках — от Тельца до Льва. Между Юпитером и Плутоном образовалось секстиль-тригональное разрешение оппозиции, такая же образовалась между Нептуном (и Сатурном) и Луной, ослабленная посредством Юпитера, констелляция, которая указывает на художественную деятельность.
2. Иоганна графиня Кайзерлинг вместе со своим мужем Карлом Вильгельмом графом Кайзерлингом принимала в своем имении участников «Сельскохозяйственного курса» в 1924 году. Рудольф Штейнер сказал о ней, что она уже обладает сознанием третьего тысячелетия. Она сама очень впечатляюще и достоверно описала встречу с Христом. Рудольф Штейнер говорил о ее средневековой инкарнации и потом, в Кобервице, во время «Сельскохозяйственного курса» говорил о «железном графе» и «железной графине».
В гороскопе рождения мы снова видим концентрацию планет в знаках от Овна до Тельца, к тому же доминирующая планета Уран стоит в оппозиции к Юпитеру, находясь на средней оси между Солнцем-Сатурном и Марсом. Солнце и Сатурн, оба стоят в конъюнкции в 5 градусе Овна. Уран и Юпитер образуют Т-крест с Плутоном в 25 градусе Тельца.
В гороскопе смерти конъюнкция Солнце-Сатурн переместилась в третий декан Рыб, позиция Урана сохранилась, сдвинутая в 17 градус Девы, функция его оппозиции сохранилась, но теперь перешла на Солнце-Сатурн. С ним соседствует Плутон, до этого находившийся к нему в квадратуре, ранее оппонирующий ему Юпитер стоит в квадратуре в конце Близнецов, так что снова образуется Т-крест из Солнца-Сатурна, Плутона-Урана и Юпитера.
Важные изменения произошли в положении Солнца и Сатурна, ранее стоявших в 5 градусе Овна: теперь там стоят Марс (5 градусов) и Меркурий (4 градуса). Это как бы подтверждает слова Штейнера о «железной графине», ибо Марс теперь сдвинулся в свой «собственный дом». Также Венера теперь стоит вместо Марса в Водолее, а в Рыбах находятся Солнце и Сатурн — тем самым снова заняты оба знака, что говорит об особом отношении к Мистерии Голгофы.
3. Весьма примечательный гороскоп находим мы у Альфреда Мееболъда.
Он был фабрикантом в Хайденхайме при Бренце. Он не особо много внимания уделял предприятию — разве только в годы войны. Основным для него было содействие деятельности Рудольфа Штейнера и антропософии. С этой целью он объездил буквально весь мир, читал лекции и писал («Путь к духу»). Успех не заставил себя ждать: нигде внедрение антропософии в производственные отношения не дало таких положительных результатов, как в Хайденхайме и соседних городах. Он скончался в Новой Зеландии в январе 1952 года.
В гороскопе рождения мы снова видим группирование планет в Весах: Солнце, Марс, Венера, Сатурн, Меркурий и Юпитер. Нептун стоит в 4 градусе Овна в оппозиции. В гороскопе смерти примечательным является рассредоточение до двух планет, Сатурна и Марса, к тому же присоединился Нептун, находившийся до этого в оппозиции. Юпитер же, напротив, перешел в положение оппозиции в б градус Овна. Солнце теперь стоит в 14 градусе Козерога — т.е. в квадратуре к своему предшествующему положению, в оппозиции к нему находится Уран в Раке. В гороскопе рождения планеты Луна, Нептун, Плутон и Уран образуют цветок, со стеблем, выходящим из Весов. В гороскопе смерти те же планеты (кроме Нептуна, который заменен Юпитером) снова образуют цветок, от 6 градуса Овна до 21 градуса Льва, но вырастает этот цветок не из Весов, а из дальней конъюнкции Меркурия с Венерой в Стрельце. Эта раздвинувшаяся в стороны конъюнкция однозначно является признаком разрешения. Цветы должны быть расценены как причина широкой и интенсивной деятельности.
4. Мария Рёшль. Филолог в области древних языков, получившая ученую степень за «Грезы Гёте», ставшая в дальнейшем учительницей в Вальдорфской школе, имеет совсем другой гороскоп: Плутон и Нептун в тесной конъюнкции в первом декане Близнецов, в оппозиции к занятой планетами дуге, которая может рассматриваться как зонт, корзина или танк. Средней планетой этого образования является Венера, которая поэтому особенно сильна, по краям находятся Сатурн (16 градус Девы) и Марс (23 градуса Водолея). Тем самым получается двойной дракон с осью, проходящей от Нептуна-Плутона к Венере, с крыльями, заканчивающимися Марсом и Сатурном. Это можно толковать следующим образом: комбинация Нептуна и Плутона с Венерой — тонкая душевная жизнь, поддерживание связей с умершими, сверхчувственно-духовное в созвучии с любовью, своеобразное, инспиративное искусство, мистика.
Это была личность, во всём следовавшая высшим целям и идеалам: уже вскоре она стала руководительницей семинаров для вальдорфских учителей в Штуттгарте. Затем она была руководительницей секции в Гетеануме для стремящегося к духовному развитию юношества. Затем, после брака с Эрнстом Лером, естествоиспытателем при Вальдорфской школе в Штуттгарте, она взяла на себя руководство семинарами по лечебной педагогике. Поистине, в Марии Рёшль хотела реализоваться судьба истинной духовной ученицы.
И как метаморфозировалась исходная позиция в ситуации гороскопа смерти? Группа Нептун-Плутон растворилась, все планеты разместились на одной стороне гороскопа, как и до этого, образуя чашевидную фигурацию, устремляющуюся к высшим целям. Венера стоит в 11 градусе Рыб, на два градуса отклоняясь от Солнца Рудольфа Штейнера, середина чаши находится в 7 градусе Козерога, являясь средней линией группы Луна-Солнце, что означает взаимодействие души и духа, сознательного и бессознательного, жизненной силы и чувства. Луна и Солнце находятся в центре образа и поэтому развивают сильнейшее влияние. Позиция Венеры на 11 градусе Рыб указывает на ее непосредственную близость с Рудольфом Штейнером.
5. Франц Лёффлер, кавалерийский офицер, был отмечен наградами за отвагу. После своего длительного заключения, из которого он был освобожден шведкой Эльзой Брандстрём, он обратился к антропософии и стал лечебным педагогом в самой первой рабочей группе совместно с Штрохшайном, Пикертом и Пахе.
Характерна как в гороскопе рождения, так и в гороскопе смерти позиция в Скорпионе и Весах. В гороскопе рождения стоят совместно Солнце, Уран, Марс, Меркурий и Сатурн, в Весах стоит Венера. Она составляет большой тригон с Плутоном-Нептуном и Луной. Этот большой тригон образует двойного дракона с главной осью Луна-Юпитер и боковыми позициями Венеры и Плутона-Нептуна.
Метаморфоза к гороскому смерти выглядит так, что Меркурий, который в гороскопе рождения стоял вместе с рациональным Юпитером, теперь находится в конъюнкции с художественным Нептуном, Солнце и Сатурн поменялись местами, Венера, как и прежде, стоит в Весах, Юпитер, который раньше был к ней в секстиле, на 11 градусов сократил свою дистанцию. На место Юпитера стал Уран. Так возник зонт от Луны до Урана, которому противостоит как доминирующая планета Марс.
6. Макс Гумбелъ-Зайлинг, который еще во время первой мировой войны в качестве актера выступал в Дорнахе, позже, в течение тридцати лет выступал в Голландии с группой странствующих актеров. Скончался в начале шестидесятых годов в Дорнахе. Его гороскоп несет все характерные признаки актера: Венера и Марс имеют в середине Меркурий, к которому добавляется Плутон в тесной конъюнкции, он много путешествует (как Парацельс, также имевший эту конъюнкцию), своими речами, писаниями он оказывает воздействие на широкие массы людей. Но также действует группа Юпитер-Марс-Сатурн и, в расширенном смысле, еще Нептун: недостаток терпения, неудовлетворенность, желание изменить обстоятельства. Также большой тригон Луна-Нептун-Уран говорит о нерасчетливости, импульсивных действиях, внезапном отпадении последователей. Но на все воздействуют Венера-Марс-Плутон, говорящие о необыкновенной продуктивности. Уран в квинкунксе к Марсу, оба имеют в центре гениальное Солнце Близнецов. Тело способно к внезапной концентрации сил: человек способен на быстрые действия. Очень отчетливо выражена квадратура между Меркурием и Ураном: большой талант остался нераскрытым.

Удивительным образом всё выраженное в структуре аспектов гороскопа рождения повторяется в измененной форме в гороскопе смерти. Во-первых, группа Нептун, Сатурн, Марс и Юпитер, сюда можно причислить Луну, находящуюся в тритоне Нептуна, стоящего в знаке Тельца — что произошло в этой характерной группе в гороскопе смерти? Она преобразовалась в большой космический четырехугольник в так называемых твердых знаках: Лев (Марс), Водолей (Сатурн), Телец (Юпитер), Скорпион (Нептун) — это апокалиптические или евангелические знаки. Мы знаем о разрушительной силе такой четвертой нейтрализации — но мы наблюдаем в то же время, как ближе придвинулись к Солнцу Меркурий и Нептун. Эта вторая группа стоит теперь в Скорпионе, Меркурий и Нептун справа от Солнца (до этого они были в Тельце и Близнецах, слева от Солнца, которое также стояло в Близнецах). До этого конъюнкция с Плутоном была характерным свойством Меркурия. Плутон, который до этого находился в квадратуре к Урану, теперь стоит в конъюнкции с Ураном, между Венерой и Марсом, как и до этого. Это была третья группа. Луна заняла в гороскопе противоположное место относительно предыдущего, и снова находится в тритоне к Нептуну. Большой крест-квадратура, состоящий из Марса, Сатурна и Юпитера, без сомнения, дает повод к значительным притеснениям, но именно отсюда можно посредством Меркурия и Нептуна прийти к созерцанию реальности. Это жесткие, но многообещающие аспекты, собравшиеся в гороскопе смерти. Юпитер, который при рождении стоял в 11 градусе Рыб, в непосредственной близости от Солнца Рудольфа Штейнера, оказывает сильное действие, поскольку его оппозиция к Нептуну разрешилась в гороскопе смерти в тригонально-секстильный аспект с Венерой.
7. Ганс Вайнберг, который после войны — он один год находился на фронте — изучал философию, во время учебы примкнул к вюртембергскому движению «странников». Позже — после экзаменов — вошел в состав группы Хааса-Беркова, с которой прибыл в Дорнах. Он стал членом Антропософского общества и оставался до конца жизни актером на сцене Гетеанума.
В гороскопе рождения семь планет сгруппированы в знаках от Скорпиона до Рыб, три, как доминирующие планеты, стоят в знаках Близнецов и Рака: Плутон, Нептун и Марс, последний с Солнцем и Юпитером образует большой треугольник. Гороскоп смерти во всех отношениях подобен гороскопу рождения: снова семь планет стоят в знаках от Скопиона до Рыб, только три стоят в стороне: Юпитер, Плутон и Уран, последние в тесной конъюнкции в Деве, первая в точной (5 градусов) оппозиции к Солнцу, Юпитер стоит в 25 градусе Близнецов, Солнце в 1 градусе Козерога. На этот раз не Солнце находится вблизи Солнца Рудольфа Штейнера, но Сатурн. Теперь рассмотрим частные метаморфозы: Венера и Уран имеют в середине восходящий лунный узел, в гороскопе рождения в близкой позиции, в гороскопе смерти в дальней. Толкование согласно Эбертину: «Внезапные восхождения жизни ощущений ведут к связям». В гороскопе рождения Уран и Плутон стоят в оппозиции в Близнецах (Плутон) и Стрельце (Уран). В гороскопе смерти они стоят в средней позиции к предшествующей, в тесной конъюнкции в Деве. Венера при рождении и смерти стоит в первом декане Водолея, оба раза в средней позиции к Солнцу и Сатурну, в одном случае слева от Солнца (смерть). Это означает «подавление ощущений, сдержанность». Меркурий в обоих случаях стоит в секстиле к Венере, при рождении справа, при смерти слева: «Чувство для формообразова-ния, красоты и искусства, пронизанный чувствами интеллект, воодушевление, живость, веселость». Меркурий оба раза стоит в квадратуре к Сатурну, оба раза разделенной Луной, «основательность, концентрация». Луна добавляет «любовь к переменам, непостоянство», способность «накапливать опыт, перерабатывать в себе впечатления». Юпитер и Нептун поменялись местами, Юпитер в гороскопе смерти стал в оппозицию к Солнцу и играет роль доминирующей планеты. Складывается впечатление, что при большом сходстве обоих гороскопов позиция Юпитера приносит облегчение, что проливает обнадеживающий свет на будущее.
8. Луи Михаил Юлиус Вербек, в качестве виолончелиста работал первоначально музыкальным педагогом, реализовал свои филантропические склонности, организовав сбор тряпья в холерных кварталах Гамбурга. Весьма рано, в возрасте девятнадцати лет, обратился к теософии.
С 1911 года — после цикла докладов «Духовное водительство человека и человечества» — решил тесно примкнуть к Рудольфу Штейнеру. С 1917 года руководил «Секцией Пифагора» в Гамбурге, ставшей большой секцией в антропософском обществе. Сотни людей благодаря ему пришли в антропософию. Обе написанные им книги о противниках Рудольфа Штейнера были актуальными в то время и у всех были на руках.
Оба гороскопа на первый взгляд обнаруживают большие различия: в гороскопе рождения главная группа из восьми планет распределена по четырем знакам от Близнецов до Рыб, две доминирующие планеты удалены: Луна в Скорпионе и Уран на переходе из Льва в Деву. В гороскопе смерти главная группа сдвинулась в знаки от Стрельца до Овна, в качестве доминирующих планет выступают Плутон и Нептун в 15 градусе Рака (Плутон) и 29 градусе Льва (Нептун). Из этой констелляции мы можем прочувствовать, почему главная группа переместилась в Овен-Стрелец: обе планеты Плутон и Нептун в гороскопе рождения имеют в середине Солнце, теперь Солнце снова ищет среднее положение, находясь примерно в 29 градусе Козерога. «Чувственность тела, сенситивность, своеобразные болезни (как следствия отравления ядами)». Не вызвана ли курением Angina pectoris, от которой он скончался на сорок девятом году жизни?
При его рождении Нептун стоял в конъюнкции к Солнцу. Это означает полную преданность антропософии, которая окрылила также его последователя Поппельбаума (который имел Солнце в конъюнкции с Нептуном в десятом доме; дома у Вербека, к сожалению, неизвестны). В гороскопе смерти это положение конъюнкции превратилось в левосторонний квинкункс.
В гороскопе рождения Юпитер и Нептун имели среднюю позицию Сатурна в тесной форме. «Недостаток доверия к себе, как следствие обманутых надежд, планы терпят крах, разочарования, потери». Тем же Юпитеру и Нептуну посредствует Сатурн также в гороскопе смерти, на этот раз в дальней позиции (Юпитер 29 градус Рыб, Нептун 27 градус Льва и Сатурн 16 градус Стрельца). Луна и Марс находились в прекрасном тригоне от Марса (5 градус Рыб) к Луне (первый декан Скорпиона, последний декан Весов). Середина находится примерно в 1 градусе Козерога, и там стоят обе планеты в момент смерти! Юпитер и Уран в гороскопе рождения находились в оппозиции, в гороскопе смерти они стоят в тесной конъюнкции. Марс и Уран, также при рождении находившиеся в оппозиции, в гороскопе смерти стоят в точной (до градуса) квадратуре. Также конъюнкция Марса и Юпитера, которая в момент рождения находилась в непосредственной близости к Солнцу Рудольфа Штейнера, в момент смерти стала квадратурой, середина которой находится в непосредственной близости от MC-JC меридиана Рудольфа Штейнера. Сатурн в обеих гороскопах стоит на расстоянии одного знака слева от Солнца, при рождении 34 градуса от Солнца в 10 градусе Овна, в момент смерти удален на 43 градуса в 16 градусе Стрельца.
9. Вилъгелълг Шписс был аптекарем. Гороскоп показывает группирование семи планет в третьем декане Тельца и во всех трех деканах Близнецов, соответственно: Марс, Меркурий и Нептун, Плутон, Солнце, Венера и Сатурн. Луна и Юпитер — в оппозиции друг к другу в третьем декане Водолея и Льва — оба стоят в квадратуре к Нептуну, образуя с ним Т-крест. Уран из первого декана Девы образует тригон с Нептуном, кроме того, является доминирующей планетой всей фигуры. Уран в качестве доминирующей планеты большей частью возбуждает беспокойство. В период между сдачей своего аптекарского экзамена и поступлением в Штуттгартскую клинико-терапевтическую лабораторию в 1920 году Вильгельм Шписс работал в сорока аптеках. Встает вопрос, что означает тройственная конъюнкция Марса, Меркурия и
Нептуна. Марс-Нептун — это фармацевтический аспект, а именно, аспект антропософских фармацевтов. Нептун при этом однозначно является планетой антопософии, а Марс — планетой медицины. Большинство антропософских врачей имеют связанными между собой Нептун и Марс, и прежде всего Ита Вегман. Меркурий при этих планетах дает остроумие в спорах, с одной стороны, и любезность рассказчика, с другой, кроме того, Меркурий стоит также в конъюнкции к Нептуну. Конъюнкция Меркурий-Нептун в гороскопе Рудольфа Штейнера ответственна за ясновидение, возникшее из отказа от алкоголя — разрыва, как он говорил, с атавизмом. Нечто подобное должно было происходить у Вильгельма Шписса, ибо он говорил о себе, будто бы он являлся Potator maximus (запойным пьяницей). Когда он в 1920 году был представлен Рудольфу Штейнеру, он был сильно выпивши, так что Рудольф Штейнер уклонился от разговора. С этого дня, как сообщает его дочь и коллеги, он не притрагивался к спиртному. Он построил в Штуттгарте лабораторию и до конца своей жизни был руководителем штуттгартской «Веледы», повсюду — также в поездках — сообщая в форме занятных рассказов и анекдотов о действии антропософской медицины. Меркурий и Венера стоят в рецепции друг к другу и повышают характер всего гороскопа.
В гороскопе смерти видим существенные изменения: планеты рассредоточены, там, где находилась триада Марс, Меркурий и Нептун, теперь стоит Юпитер, и этот Юпитер обрамляет вместе с Сатурном группу из пяти планет, которая противостоит также группе из пяти планет: Дева, Весы и Скорпион дают место Марсу, Урану, Плутону, Луне и Нептуну, а Телец, Овен, Рыбы дали место Юпитеру, Солнцу, Венере, Меркурию и Сатурну. Это в точности представляет то, что на языке гештальтастрологии называется «качели». В этих качелях мы снова обнаруживаем члены тройной конъюнкции: Марс, Меркурий и Нептун, на этот раз не в узкой форме, укладывающейся в один декан, от 19 градусов до 28 градуса Тельца, но распределенными на три далеко отстоящих друг от друга знака: Дева, Овен и Скорпион, точнее говоря, Марс стоит к Меркурию в правостороннем квинкунксе, а Нептун в левостороннем квинкунксе. Мы знаем, что концентрация в одной области планет имеет принципиальное значение, она говорит об эгоцентричности характера, тогда как относительно нашего двойного квинкункса Вальтер Кох сказал: «Действительно, квинкункс принес счастье через отречение». Здесь действительно это произошло, длительный отказ от алкоголя, который произошел после встречи с Рудольфом Штейнером, стал в продолжение десятилетий школой жизни — как для Вильгельма Шписса, его сотрудников, так и для всех, кто общался с ним, — счастливым случаем встречи с антропософией. Так метаморфоза гороскопа рождения в гороскоп смерти у Вильгельма Шписса является примером изменений в звездной констелляции, на котором ясно видно глубокое действие импульса в направлении спиритуального мировоззрения.
Эти девять метаморфоз гороскопов рождения в гороскопы смерти приводят нас к совершенно определенным заключениям. Бросается в глаза во всех случаях большое подобие общих структур обоих гороскопов. Хотя есть некоторое число расхождений, можно всё же сказать, что характерные конфигурации повторяются (Лёффлер, Гюмбель-Зайлинг, Шписс), группирование повторяется (Лёфлер, Меебольд), частично растворяясь в ходе метаморфоза (Меебольд), общие фигурации сохраняются со значительным постоянством (Рёшль, Вайнберг). Тесные констелляции возвращаются, но в расширенном виде (Гюмбель-Зайлинг, Шписс). Гештальтастрологические фигурации сохраняются (Меебольд). Это небольшое число примеров так очевидно, так инструктивно, что становится ясно, что изучение гороскопов смерти нужно продолжать. Нужно создать значительное собрание примеров таких метаморфоз, которое послужит к укреплению нашей уверенности в их толковании. И вопрос преодоления эгоистической позиции в астрологическом рассмотрении должен стать постоянным упражнением при изучении гороскопов смерти.

комментарии: Закрыты

Комментарии закрыты.