Архетипы и универсальные принципы

Опубликовано 23rd Апрель 2017 в рубрике Психология:
сильфоны .

Истинным назначением философии (прежде чем «философия» стала просто бесплодной игрой слов, используемой, чтобы увековечить интеллектуальное высокомерие) когда-то считался поиск сущности и природы вещей, основанный на любви к мудрости. В современных выражениях это могло бы быть названо поиском архетипичного уровня реальности. В наши дни любое заявление о «сущности» приводит к тому, что к человеку приклеивают ярлык «оккультиста». Но если мы посмотрим на окружающий нас мир и попытаемся извлечь какой-то смысл из нашей жизни и той реальности, с которой имеют дело средства массовой информации, нам придется признать, что все, имеющее значимость, является оккультным, т.е. скрытым. Несмотря на все знания, которые мы накопили, нигде нельзя найти значение и смысл, за исключением сфер исследований, указывающих на единство человека и вселенной. Это единство и взаимосвязь человека и вселенной в действительности представляет собой единственное предположение, на котором основана астрология.


Сфера сравнительной религии и мифологии — это единственная дисциплина, которая ясно указывает на постоянное единство всей жизни. Здесь не место для детального изучения вклада Карла-Густава Юнга в эту сферу, так как его работы представляют собой научные исследования, продолжавшиеся в течение всей жизни. Достаточно сказать, что, больше чем кто-либо еще, К.Г. Юнг показал, что основные жизненно побуждающие силы индивидуальной психики и психологических паттернов целых культур — это, несомненно, проявления «архетипичных» факторов человеческой психики. Эти архетипы свойственны психологическому слою жизни. Юнг назвал этот психический субстрат «коллективным бессознательным» и описывал архетипы как универсальные принципы, лежащие в основе всей психологической жизни (индивидуальной и коллективной) и мотивирующие ее.
В астрологии и в мифологии эти универсальные принципы составляют основную сферу исследования. Различие между ними заключается в том, что, тогда как мифология акцентирует культурные проявления архетипов в различных структурах, астрология использует сами архетипичные принципы в качестве своего языка для понимания фундаментальных сил и паттернов как индивидуума, так и культурной жизни в целом. Исторически существует сильная взаимосвязь между мифами конкретной культуры и видом астрологии, который в ней развивался. В сущности астрологию можно рассматривать как наиболее всестороннюю мифологическую структуру, которая когда-либо возникала в человеческой культуре. Как упоминалось в прологе к этой книге, миф служит живительной силой в любой культуре, показывающей взаимосвязь человека с более универсальной реальностью. Тот факт, что западная культура больше не имеет какой-либо жизнеспособной мифологии, которая может сообщать ей энергию, частично объясняет причину определенного возрождения астрологии в последние годы, так как людям всегда необходим паттерн порядка и роста для направления их коллективной жизни и наполнения смыслом их индивидуального опыта. Как пишет Джозеф Кэмпбелл:
Откуда берутся силы у этих невещественных тем, которые побуждают население создавать цивилизации, каждую со своей красотой и судьбой? Почему должно быть так, что, когда бы люди ни искали что-то прочное, на чем можно основать свою жизнь, они выбирали не факты, которыми изобилует мир, а мифы, порожденные древним воображением...?
Наиболее очевидный ответ на вопрос Кэмпбелла заключается в том, что боги в мифологии (подобно планетам в астрологии) представляют силы и принципы, существующие во вселенной и в жизни каждого из нас. К этому же ответу привели бы нас выводы, сделанные на основе юнговских исследований архетипичных основ человеческой психики, а также недавние исследования в сфере сравнительной религии и в некоторых сферах гуманистической психологии. По моему мнению, астрология предоставляет нам ключ к пониманию этих основных сил и функций в каждом человеке в силу того, что она является наиболее всеобъемлющим — и в то же время точным — языком энергии, известным человеку. Как пишет Кэмпбелл:
Факт заключается в том, что мифы наших культур влияют на нас, сознательно или подсознательно, как высвобождающие энергию, жизненно побуждающие и направляющие силы...
Как подвергаются периодическим трансформациям потребности человека, так должны меняться и его мифы, чтобы соответствовать новому измерению его бытия. Когда сознание человека развивается, это же должно происходить и с его мифами:
Ибо, как в видимом мире растительного и животного царства, так и в воображаемом мире богов существовала история, эволюция, последовательность изменений, управляемых законами...
(Кэмпбелл «Историческое развитие мифологии»)

Так же как изменилось понимание человеком своих богов и религий, но они все еще продолжают существовать в той или иной форме, так по-прежнему существует астрология и потребность человека в ней, несмотря на все попытки лишить ее существования. Но мы должны заново оценить наш подход к астрологии, рассматривая ее не просто как паттерн небесных намеков о нашей непреложной судьбе, как ее традиционно рассматривали, а скорее используя астрологию как способ, помогающий понять нашу истинную натуру, найти наше место во вселенной и жить творческим, приносящим удовлетворение образом. Другими словами, астрология может рассматриваться как сознательно употребляемая мифология.
Современный западный человек развился до такого уровня, где он больше не удовлетворен подсознательной жизнью в соответствии с устаревшими мифами, косными догмами или архаичными традициями. Но он зашел слишком далеко в попытках освобождения от ограничений и традиций. Человек утратил связь с архетипичными основами своего существования, с источником поддержки и духовно-психологической пищи, которую они предоставляют. Астрология может быть использована как способ воссоединения человека с его глубочайшим «Я», с природой и эволюционным процессом вселенной.
Универсальные принципы

Multa renascentur, quae jam cecidere cadentque, quae nunc sunt in honore...
(Многое из того, что давно было предано забвению, воскреснет снова, а многое из того, к чему сегодня относятся с почтением, погрузиться в забвение.)
Гораций

Что же такое «универсальные принципы», на которые мы ссылаемся? По определению, они граничат с трансцендентным, поскольку дают начало всем манифестациям и различимым паттернам в материальной вселенной. Многие ученые пришли к убеждению, что в живых организмах есть невидимый организующий паттерн, некий «психологический» паттерн, направляющий и определяющий форму, которую примет энергия. Эту тенденцию к структурности в природе можно увидеть во всем, от эволюционной теории до весьма предсказуемых паттернов физического и психологического развития человека. Другое слово, которое часто используется для описания этого структурного явления, — это «форма». Физик-философ Л.Л.Уайт написал ценную книгу «Акцент формы» (1954 г.), в которой рассматривается то, что он называет «формирующими принципами» всей жизни. В сущности он говорит, что «наиболее всесторонние естественные законы выражают формирующую тенденцию».
«Форма» — это одна из древнейших идей человечества. У греков было множество теорий о совершенных формах, от вечных форм Платона до количественных взаимосвязей в пространстве Евклида и исследований чисел и геометрии Пифагора. В средние века полагали, что каждый класс вещей обладает сущностью (essentia или quidditas), и эта сущность считалась не статическим качеством, а скорее источником активности. Глубочайшая реальность считалась состоящей из неисчислимых сущностей, и задачей философии было постижение этих сущностей. Сущность была основой существования чего-либо, тем, что делает эту вещь такой, как она есть. Для средневековых философов формы, наблюдаемые в природе, были не статическими сущностями, а олицетворенными идеями, в смысле идеи Платона. Источником этих вечных идей считался «универсальный разум», царство и хранилище сущностей (или «архетипов») всех форм, которые могли когда-либо существовать, и всех идей, которые могли когда-либо быть придуманы. (Универсальный разум во многих отношениях сходен с юнговской концепцией «коллективного бессознательного».) Современная физика, как это ни странно, возвращается к этим давно осмеянным идеям, так как то, что мы видим (в современном представлении) — это только внешняя форма (или «волновая форма») лежащей в основе реальности вибрации и энергии. Материальная «частица» стала расширенным паттерном; материальный атом сейчас рассматривается как энергетическое поле. Вероятно, сейчас опять возникла потребность в такой концепции как универсальный разум, который активно создает все формы.
Исследование формы, вероятно, может показать, как бесформенная энергия организуется в функциональное целое, и, вероятно, может пролить свет на неуловимые сущности всех вещей. Л.Л. Уайт говорит, что «для того, чтобы понять что-то, человек должен проникнуть достаточно глубоко в основной паттерн». Это верно, потому что этот паттерн, по-видимому, определяет свойства составляющих, а не наоборот, факт, подкрепляющий холистический подход к жизни. Л.Л.Уайт пишет: «Как могут развиваться в атомистической вселенной регулярные формы? Разве они не будут в лучшем случае неправдоподобными?» По словам Уайта, новое понимание формирующих принципов вселенной не только поможет нам понять физические теории, биологическую структуру и деятельность разума, но также принесет человеку ясность, которая не может быть достигнута никаким другим путем.
В настоящий момент западная цивилизация осознает вескость древней доктрины Востока; универсальные принципы должны цениться выше любого конкретного выражения, если мы хотим достичь ясности.
Пришло время для нового изящества: единства процесса, наблюдаемого во всех конкретных формах и примиряющего их различия. Необходимо придать свежее значение универсальным принципам, чтобы восстановить надлежащее равновесие.
Именно это единство процесса, наблюдаемого во всех конкретных формах, предоставляет человеку астрология. В астрологии каждый индивидуум считается целостным и уникальным выражением универсальных принципов, паттернов и энергий. Древние астрологи и философы считали зодиак «душой природы», тем, что придает форму и порядок жизни. Астрология — это язык универсальных принципов, способ восприятия формы и порядка в жизни индивидуального человека, способ, символизирующий единство каждого индивидуума с универсальными факторами. Современный подход к астрологии не может быть основан на предположении, что индивидуальный человек — это «просто» суммарный итог универсальных сил, которые составляют его психо-физическую структуру; скорее индивидуальный человек — это уникальная форма, выражающая уникальную взаимосвязь универсальных факторов.
Л.Л.Уайт утверждает, что «все в этой вселенной имеет какое-то отношение к нашей собственной природе, ее потребностям и потенциалам. Каждый внешний процесс отражает некий процесс в нас самих и вызывает какую-то эмоцию, хотя мы можем не осознавать это». Идея Уайта выражает то, что
древние астрологи называли взаимосвязью между микрокосмом и макрокосмом, т.е. концепцию о том, что внутренние функции и факторы человека отражают — или по крайней мере согласовываются — универсальные процессы и принципы. На современном языке мы сказали бы, что, поскольку вселенная является одним целостным процессом («вселенная» означает всеобщее) и состоит из бесчисленных взаимопроникающих энергетических полей, энергетическое поле любого человека тесно связано с большим энергетическим полем его космического окружения. Одно из величайших достоинств астрологии заключается в том, что благодаря пониманию универсальных факторов, действующих в каждом из нас, мы можем достичь величественного понимания универсальных принципов самой жизни. Современная наука считает отпечатки пальцев, кардиограммы и энцефалограммы полезными инструментами, все они представляют собой относительно уникальные проявления человеческих ритмов и энергий. Астрологическая карта рождения — это графический образ, посредством которого космос (или большее целое) позволяет нам понять его энергии и ритмы, в особенности то, как они действуют в каждом человеке.
В психологии основные работы, рассматривающие универсальные и формирующие принципы, принадлежат Карлу-Густаву Юнгу. «Архетипы» Юнга — это не физические структуры, скорее, по словам Юнга:
... их можно, вероятно, сравнить с аксиальной системой кристалла, которая, так сказать, предварительно формирует кристаллическую структуру в исходной жидкости, хотя не обладает собственным материальным существованием.
... Архетип сам по себе пуст и совершенно формален, это только facultas praeformandi, возможность представления, которая дана априори.
Далее Юнг продолжает: «... мне кажется вероятным, что истинная природа архетипа не может быть осознана, она трансцендентна». Эдвард Витмонт, психиатр юнговской школы, говорит об архетипах Юнга как о «динамичных транспсихологических и, следовательно, трансцендентных энергетических конфигурациях». Д-р Витмонт говорит об «архетипичных полях», связанных с астрологическими символами планет, и определяет архетипы как «универсальные, космические паттерны и движущие силы». Следовательно, становится ясно, что архетипы идентичны формирующим принципам, о которых упоминал Уайт, и что астрологические факторы представляют эти реальности.
Если архетипы являются основой всей психической жизни и если они действительно сами по себе трансцендентны (т.е. слишком тонки или невещественны для непосредственного сознательного восприятия), тогда особенно важно, чтобы мы имели язык для описания — или по крайней мере указания — их реальности. Если мы не можем понять эти реальности в себе, мы сможем по крайней мере понять, как они функционируют и что означают для нас, изучая единственную науку, которая имеет дело с такими силами — астрологию. Неважно, какой термин может быть использован для обозначения этих универсальных принципов, архетипы, сущности или формирующие принципы, факт остается в том, что эти силы существуют во вселенной и влияют на каждого из нас изнутри и извне. Это причина того, почему некоторые современные психологи, психиатры и консультанты начали использовать астрологию как основной инструмент для понимания внутренних побуждений своих клиентов. Юнг говорил, что он во многих случаях использует астрологию, особенно с теми людьми, которых ему трудно понять:
Так как я психолог, я особенно интересуюсь тем особым светом, который проливает гороскоп на определенные сложности характера. В случаях трудного психологического диагноза я обычно обращаюсь к гороскопу, чтобы получить дополнительную точку зрения с некоторой иной стороны. Должен сказать, что я очень часто обнаруживаю, что астрологические данные проливают свет на определенные моменты, которые иначе я не смог бы понять.
(из письма к проф. Раману,
6 сентября 1947г.)
В беседе с редактором французского астрологического журнала Юнг говорил:
Человек может ожидать с большой долей уверенности, что данная четко определенная психологическая ситуация будет сопровождаться соответствующей астрологической конфигурацией. Астрология состоит из конфигураций, символизирующих коллективное бессознательное, которое является предметом изучения психологии: «планеты» — это боги, символы сил подсознания.
В той же беседе Юнг говорил, что врожденная психическая предрасположенность индивидуума, «по-видимому, выражена узнаваемым образом в гороскопе». Во многих своих работах Юнг подчеркивал, что астрология содержит в себе суммарный итог всех древних психологических знаний, включая врожденную предрасположенность индивидуумов и точный способ определения времени жизненных кризисов:
Я наблюдал много случаев, в которых четко определенная психологическая фаза или аналогичное событие сопровождалось транзитом (особенно поражениями Сатурна или Урана).
Психиатр юнговской школы Эдвард Витмонт высказывается сходным образом:
Применяемая в этом более широком смысле, астрологическая техника может стать такой же ценной для глубинной психологии как интерпретация снов. Она будет информировать нас не о будущих событиях или неизменных чертах характера, а о подсознательных движущих силах и паттернах, с которыми сталкивается данный человек и на которые он продолжает реагировать в течение всей своей жизни особым индивидуальным образом.
Зиппора Добинс, психолог, о котором я упоминал выше, говорит об использовании астрологии в качестве психологического инструмента следующее:
Прежде всего, астрология предлагает систему индивидуальности, основанную на внешней системе отсчета, которая превосходит все произвольные системы, изобретенные в таком изобилии в сфере личностных исследований, и которая, несомненно, будет универсальной системой психологии будущего. Она предлагает символическую наметку человеческого разума и судьбы, которая не может быть подтасована субъектом, желающим «прикинуться хорошим» или «прикинуться плохим», что относительно легко сделать в ответах на многие психологические тесты. Она предоставляет способность проникнуть в такие сферы, о которых человек знает очень мало или вообще ничего... сдерживаемые чувства, ценности, которые никогда сознательно не выражаются словами, противоречия и конфликты, проецируемые в события и взаимоотношения и никогда сознательно не разрешаемые. Астрология предлагает ключи к нереализованным потенциалам, талантам, естественным каналам интеграции и очищения и т.д. Со своей фиксацией прошлых и будущих паттернов она также предлагает ключи к давним травматическим событиям, которые психотерапевт, занимающийся глубинной психологией, может захотеть исследовать, и к будущим напряженным периодам, когда человеку, вероятно, потребуется дополнительная поддержка... Она позволяет «сопоставлять» людей, от психотерапевта и пациента до партнеров по браку и работодателей-служащих. По моему твердому убеждению, психотерапия или консультирование в будущем будет использовать гороскоп таким же привычным образом, как мы используем сейчас анкету и биографические данные человека.
Другой психолог, Ральф Мецнер, опубликовавший книгу, имеющую отношение к астрологии и к связанным с ней темам (Ralf Metzner «Maps of Consciousness»), также использует астрологию в своей практике:
Как психолог и психотерапевт я интересуюсь другим аспектом этого трудного и увлекательного предмета. Мы имеем здесь психологическую типологию и средство для диагностической оценки, которые значительно превосходят по комплексности и утонченности анализа любую существующую систему.
... система анализа — три связанных между собой символических алфавита зодиака «знаки», «дома» и «планетарные аспекты» — вероятно, лучше приспособлена к сложному многообразию человеческих характеров, чем существующая система типов, черт, мотивов, потребностей, факторов или уровней.
Система имеет дополнительное преимущество полной независимости от любого поведения со стороны субъекта,
следовательно, свободы от любой пристрастной реакции... В отличие от любого другого способа личностной оценки астрологический паттерн имеет неотъемлемую динамику: гороскоп, интерпретируемый квалифицированным и опытным астрологом, не только предоставляет синтетическую картину наследственных склонностей и тенденций человека, но также указывает на латентные потенциалы, говоря о направлениях необходимого роста — короче говоря, дает символическую карту процесса самоактуализации.
Мецнер пишет в той же работе, что астрология должна использоваться как «помощник для психологии и психиатрии» и определяет астрологию как «астрономию, применяемую для психологических целей».
Только символический язык достаточно универсален, чтобы быть полезным для всех людей, молодых и старых, богатых и бедных, имеющих разное культурное и национальное происхождение и уровень образования. Величайшая проблема с теориями «личности» в общей психологии заключается в том, что они применимы только для определенной малой доли населения.
Астрология, с другой стороны, является наиболее полной теорией личности, она объединяет и обеспечивает основу для всех более специализированных теорий. Кроме того, тогда как символические техники, отличные от астрологии, могут быть полезными для некоторых людей в определенный период, они имеют явный недостаток — отсутствие внешних реперных точек и точной измеримой структуры. Астрология фактически охватывает математический и символический язык жизни, синтезируя их в одну гармоничную систему, сфера применения которой гораздо шире, чем любой другой математической или символической системы. Астрология доказывает свою всестороннюю уникальность не только точным описанием типов сознания, индивидуальных различий и типов энергии, действующих в человеке, но она также раскрывает действие универсальных законов гармоник, полярностей и психофизических энергий.

комментарии: Закрыты

Комментарии закрыты.