Доказательства астрологии:почему и как

Опубликовано 23rd Апрель 2017 в рубрике Психология:
.

Хотя многие современные астрологи (а также не астрологи) проводят статистическое исследование астрологических предпосылок, мы должны осознать, что не можем рассчитывать на статистический подход для объяснения всего, так как многие сферы опыта и качества, присущие жизни, не поддаются такому исследованию. В сущности, даже когда статистические исследования раскрывают очень важные взаимосвязи, они часто все же не «объясняют» действия самого явления. Например, есть определенные «эмпирические» законы в науке, верность которых была подтверждена экспериментами, но для которых пока еще не было дано никакого рационального объяснения.

Лучшим примером подобных законов в астрономии является «закон Боде». Он относится к удаленности планет от Солнца. Если мы напишем последовательность цифр: 0, 3, 6, 12, 24, 48, 96 и прибавим 4 к каждому члену последовательности, то получим: 4, 7, 10, 16, 28, 52, 100. Закон Боде утверждает, что удаленность планет от Солнца пропорциональна этим цифрам, т.е. если расстояние Меркурия от Солнца берется как четыре единицы, расстояние Венеры от Солнца составляет семь единиц, Земли — десять единиц, Марса — шестнадцать единиц, Юпитера — пятьдесят две единицы, а Сатурна — сто единиц. Цифра двадцать восемь первоначально не имела известного аналога, пока не были открыты астероиды. Распространяя действие закона за пределы сотни, астрономы смогли предсказать существование Урана, Нептуна и Плутона. Появление этих транс-сатурнианских планет в математически определенной точке пространства и времени открывает одну из наиболее захватывающих глав в истории научных открытий. И это достижение в значительной степени обусловлено интуитивным восприятием Боде, под которое и по сей день не подведена никакая аналитическая основа. Следовательно, мы должны быть осторожны при использовании статистических методов, чтобы наши ожидания не превысили сферу применимости такого подхода.
Основное ограничение статистического метода заключается в том, что, в то время как он полезен при работе с обобщениями, группами и величинами, он практически всегда не уместен по отношению к индивидуумам и качествам, представляющим основную фокальную точку личностно-ориентированной психологии или астрологии. Как пишет психолог Ролло Мей:
...если вы воспринимаете индивидуумов как элементы в группе для целей статистического предсказания — несомненно, законное использование психологии, — вы даете определения вне области характеристик, которые делают индивидуума живой личностью. Или когда вы воспринимаете его как смесь побуждений и детерминированных сил, которые вы определили для изучения всего, кроме самого живого человека, с которым этот опыт происходил...
Астрология уникальна в том, что она включает в себя как аспект целостности и искусства, так и аспект деталей, точности и науки. Но, как пишет Дэйн Радьяр, акцент должен падать на «искусство интерпретации циклических приливов и отливов основных энергий и жизненных активностей, чтобы существование индивидуального человека... воспринималось как упорядоченный процесс изменений, процесс, имеющий неотъемлемое значение и цель». Радьяр говорит, что измерения в астрологии являются символическими и должны переводиться в человеческие качества:
Вы не можете количественно измерить любовь, реакцию на красоту, характер человека, если не будете делать из этого человека компъютеро-подобную машину, а именно это пытается сделать из индивидуальных личностей современная наука.
По словам Радьяра, астрология по существу имеет дело с «качеством существования», а такой качественный язык выход за пределы сферы статистических исследований.
Психолог Карл-Густав Юнг тоже писал об ограничениях статистической точки зрения:
Статистический метод показывает факты в свете идеальных средних величин, но не дает нам картины их эмпирической реальности. Отражая неоспоримый аспект реальности, он может исказить реальную истину наиболее обманчивым образом. Это особенно верно для теорий, основанных на статистике. Отличительная черта реальных фактов — это их индивидуальность. Говоря напрямик, можно сказать, что реальная картина состоит только из исключений из правил и что, в результате, абсолютная реальность преимущественно имеет характер неупорядоченности.
Научное образование основано в основном на статистических истинах и абстрактных знаниях и, следовательно, передает нереалистическую, рациональную картину мира, в которой индивидуум, просто как несущественное явление, не играет никакой роли. Однако индивидуум, как иррациональная величина, — это истинный и подлинный носитель реальности, конкретный человек в противоположность нереальному идеалу или среднему человеку, к которому относятся научные утверждения.
Мы не должны недооценивать психологический эффект статистической картины мира: она вытесняет индивидуума ради безымянных единиц, которые накапливаются в массовые конструкции.
Тот факт, что астрология дает нам уникальные формулировки и комбинации общих, архетипичных качеств, позволяет ей занять значимое место в качестве идеального психологического инструмента. Хотя астрология имеет дело с архетипичными принципами (см. Главу 4), она также предоставляет ерез карту рождения всеобъемлющий символ человеческой уникальности и индивидуальности. В сущности, причина того, что большая часть астрологии использует геоцентрическую структуру, заключается в том, что земные и личностно-ориентированные аспекты астрологической работы акцентированы гораздо больше, чем любая предполагаемая «объективная» структура. Хотя астрологию критиковали за это кажущееся искажение, факт остается в том, что для людей, живущих на планете Земля, Земля является центром их мира, так же как индивидуум является центром своего персонального мира.
Состоятельность астрологии может быть продемонстрирована наиболее ясно с помощью того вида доказательства, который уместен для ее внутреннего характера. Истинный вопрос, на который нужно найти ответ при любом исследовании астрологии: действительно ли астрология значима и ценна для людей и в какой степени, а в сфере психологии — действительно ли астрология полезна для психолога и для клиента. Любой другой вопрос «доказательства» астрологии является чисто академическим. Когда мы видим растущее число психологов и психиатров, а также обычных людей, использующих астрологию и находящих в ней что-то ценное для себя, мы можем предположить, что она действительно «полезна». У тех, кто понимает ценность такой техники, никогда не возникает вопроса о доказательстве или опровержении астрологии. В психологии, например, практики, занимающиеся психотерапией, в течение последних сорока лет всегда намного опережали теоретиков, так что не следует ожидать, что научные и академические круги выступят с «доказательствами» состоятельности астрологических предпосылок. В целях полноты в Приложении А перечислены статистические и научные исследования, имеющие отношение к астрологии. Но есть еще другой вид доказательства, который астролог-философ Дэйн Радьяр называет «экзистенциальным доказательством».
Согласно Радьяру, только «экзистенциальное доказательство» может быть уместным для поистине индивидуальных ситуаций:
Экзистенциальное доказательство не может быть основано на общих категориях. Оно может вытекать только из персонального опыта индивидуума в конкретной ситуации, включающей сложный и никогда точно не повторяющийся набор взаимосвязей. Если ситуация приносит результаты, которые важны для человека, тогда это должно считаться действенным для этого человека. Если после изучения астрологии и своей точно рассчитанной карты рождения человек впервые осознает, что последовательность его жизненных событий, казавшаяся до сих пор совершенно хаотической и бесцельной, имеет смысл, и если в результате этого изучения, он может ощутить направление и цель своей жизни, тогда это «экзистенциальное доказательство» эффективности астрологии в данном конкретном случае.
Для многих современных астрологов попытки сделать из астрологии просто еще одну науку традиционного типа (т.е. установить статистические взаимосвязи в чисто причинной структуре) означали бы принесение в жертву многого уникального и глубоко значимого в астрологии. В сущности, чтобы сделать это, необходимо пренебречь холистической космической структурой, из которой астрология черпает свою полезность и всесторонность. Те, кто пытаются создать современную науку астрологию (т.е. сформулировать ее таким образом, чтобы она была приемлемой для критического, материалистического разума), упускают из виду тот факт, что величайшая сила астрологии вытекает из того, что она является наиболее всесторонним и универсально применимым космическим языком, известным человеку. «Научный» аспект астрологии, несомненно, существует в отношении точности змерений. Но это только сырой материал для искусства астрологии, а именно это искусство, эта техника творческого применения научных факторов никогда не может быть понята в статистически обоснованной, объективно подтверждаемой астрологии. Будет уничтожена не только значительная часть тонкости астрологии, но также более глубокие значения, на которые отзывается душа человека. Как пишет Энн Кребо, попытки сделать это будут «попыткой заставить космический язык выражать свои мысли в рамках наших сегодняшних ограниченных концепций. Возможно, что этот язык переводим для нас только в терминах образов, визуальных взаимосвязей, жестов и качеств».
Швейцарский врач Александр Руперти выражает сходное мнение:
К несчастью, научная позиция имеет тенденцию к увеличению хаоса на психологическом уровне, потому что она разрушает ценность индивидуума и потому что тип городов и контролируемое машинами существование, которые она порождает, также разрушают ощущение участия человека в ритмах жизни и природы. Современный человек, по-видимому, забывает., что основная забота науки — установление коллективных законов только для общего применения. Среда, которую наука предлагает человеку, не дарует ему какого-либо человеческого значения или цели; просто холодные, интеллектуальные факты, которые обязаны быть неизменными, но которые, в длительной перспективе, могут легко меняться в соответствии с ритмом огромных космических циклов.
Какова ценность попыток втиснуть астрологию в строгий сюртук научных знаний, когда ее техника и основная философия позволяют человеку выбраться из тюрьмы, в которую наука заключила человеческий разум? Не будет ли более осмысленным для нас остроить астрологию на ее собственных основах, а затем представить ее как средство, дополняющее научный акцент и переориентирующее сознание и мышление современной цивилизации, которая утратила контакт со своими важнейшими корнями в творческих ритмах жизни?.. Наука дает нам знания и ничего больше. Ей нечего сказать о загадках вселенной, все, что относится к пониманию и значимости индивидуальных человеческих ценностей и целей, выходит за пределы ее сферы.
... дар астрологии человечеству — это ее способность решать и объяснять то, что наука не может и не пытается делать. Нам нужно более широкое видение, более конструктивное воображение, если мы хотим освободиться от теперешней зависимости от аналитических, математических деталей и статистических методов. Целое — это всегда что-то большее, чем сумма его частей, и никакое собрание отдельных данных, каким бы полным оно ни было, о внешнем поведении и особенностях человека не покажет нам его как живое человеческое существо с собственной жизненной целью.
Прежде чем мы сможем более глубоко оценить роль астрологии в сформулированной по-новому психологии, мы должны изучить универсальные и архетипичные факторы, лежащие в основе всей жизни и влияющие на все попытки понять опыт.

комментарии: Закрыты

Комментарии закрыты.