Гуманистическая психология и астрология

Опубликовано 23rd Апрель 2017 в рубрике Психология:
.

В течение последнего десятилетия возродился интерес к личностным и субъективным аспектам жизни. Этот подход в психологии, который был назван «третьей силой» или «гуманистической психологией», заметно отличается от более механистических моделей человека, созданных предыдущими поколениями психологов.
Хотя гуманистическая психология развивается быстрым темпом и все больше влияет на другие сферы психологических исследований, многие психологи старой школы все еще считают ее недостаточно точной и «научной». Гуманистическая психология является более всесторонним и холистическим подходом к психике и эмоциональной жизни человека, чем большинство других подходов, обычно используемых в этой сфере.

Эта всесторонность и акцент холизма и субъективности, естественно, затрудняют присоединение легко измеримых, объективно подтверждаемых данных. Однако есть один психологический инструмент, удовлетворяющий потребность гуманистической психологии в точной системе человеческих различий и психологических типов, — это астрология.
Чем отличается гуманистическая психология от других подходов к пониманию природы человека? Прежде всего, все приверженцы гуманистической психологии верят в целостность и потенциал для роста каждого индивидуального человека. Как пишет психолог Карл Роджерс:
...субъективный человек имеет первостепенную значимость и ценность: неважно, к какой категории он может быть отнесен или как оценен, он, прежде всего, человек. Он не машина, не скопление связей стимул-реакция, не объект и не пешка.
Другой психолог, Морис Термелин, пишет:
В отличие от научных целей, к целям гуманистической психологии не относятся ни предсказуемость, ни контроль. В сущности, чем более успешной бывает психотерапия, тем менее предсказуемым становится человек, потому что его косность уменьшается, а спонтанность и творчество возрастают.
То, что Термелин говорит о гуманистической психологии, может показаться противоречащим акценту предсказания, который характерен для популярного представления об астрологии и некоторых видов астрологической практики. Однако в сфере гуманистической астрологии акцент падает на человека, а не на определенное «событие». Как писал главный представитель гуманистической астрологии, Дэйн Радьяр, «не события происходят с людьми, а люди происходят с событиями». Это решающее различие между гуманистической астрологией и другими видами астрологии. Аналогичным образом, весь акцент в гуманистическом подходе к физическим или психологическим состояниям «болезни» меняется с осознания, какого рода проблему имеет человек, на какой человек имеет проблему.
Другой важный новый акцент в гуманистической психологии заключается в том, что потенциал человека к творчеству и самоактуализации считается более существенным, чем его ограничения, аномалии и трудности с социальным приспособлением. В сущности гуманистическая психология — это единственный популярный подход, признающий уникальность человека и индивидуальный тон существования, факторы, с которыми имеет дело и астрология. Представитель гуманистической и экзистенциальной психологии Ролло Мей определяет «бытие» как индивидуальный «паттерн потенций» и говорит, что «эти потенции будут разделяться с другими людьми, но в каждом случае они будут формировать уникальный паттерн в каждом человеке». Эту цитату вполне можно отнести к индивидуальной карте рождения (гороскопу), так как астрологическая карта рождения символизирует уникальный «паттерн потенций».
Одним из наиболее активных сторонников гуманистического подхода к психологии является Джеймс Бугенталь, автор книги «Сложные проблемы гуманистической психологии». В одной из своих статей Бугенталь пишет:
Сделать заявление об отдаленной галактике значит сделать заявление о себе. Выдвинуть «закон» взаимодействия массы и энергии значит выдвинуть гипотезу о своем способе существования в мире. Сделать описание микроорганизмов на слайде значит изложить соображения о человеческом опыте... Гуманистический психолог... признает этот основной субъективизм всего опыта в качестве своей сферы стремлений. Я хочу этим сказать, что любое заявление, которое мы делаем о мире («внешнее»), — это неизбежно заявление, связанное с нашей теорией о себе («внутреннее»)... Предельная субъективность всего, что мы можем назвать объективным, выражена многими писателями... Возрождение гуманистической сихологии означает, что научное внимание опять направлено на первостепенное значение субъективного.
В этой цитате Бугенталь обрисовывает свое видение холистической природы вселенной, которая является основной философской предпосылкой астрологии. Далее Бугенталь описывает, в чем он видит основную цель гуманистической психологии:
Основная цель гуманистической психологии — подготовка полного описания того, что значит быть живым человеческим созданием. Это, конечно, не та цель, которая когда-либо будет полностью достигнута, однако важно осознавать характер этой задачи. Такое полное описание будет, непременно, включать опись природных дарований человека; его потенциал чувств, мышления и действий; рост, эволюцию и закат; взаимодействие с различной окружающей обстановкой...; диапазон и разнообразие возможного для него опыта; его место во вселенной.
Поскольку Бугенталь не знаком с использованием и точностью астрологии, он, несомненно, не осознает, насколько близко достижение этой цели. Используя астрологию как психологическое орудие, все пункты, перечисленные в приведенной выше цитате, могут быть прояснены и систематизированы всесторонним образом при сохранении в то же время открытости и потенциала для индивидуального роста, который так важен для гуманистической психологии. Бугенталь также затрагивает вопрос предсказуемости:
...гуманистическая психология стремится так описать людей и их опыт, чтобы они смогли лучше предсказывать и контролировать собственные переживания (и, следовательно, сопротивляться контролю других).
Эта цель в точности совпадает с целью гуманистической астрологии, изложенной Дэйном Радьяром в его многочисленных трудах. Эта предсказуемость никоим образом не противоречит предпосылке индивидуальной свободы человека, так как важная и основная свобода заключается в выборе собственного отношения к данному набору обстоятельств. Как пишет психолог Карл Роджерс:
... это внутренняя, субъективная, экзистенциальная свобода, которую я наблюдал. Это бремя ответственности за то «Я», каким человек решает быть. Это осознание человека, что он представляет собой процесс развития, а не статический конечный продукт... Второй момент в определении этого переживания свободы заключается в том, что она существует не как противоречие к картине психологической вселенной, а как дополнение к такой вселенной. Правильно понятая свобода — это осуществление человеком упорядоченной последовательности своей жизни. Как говорит Мартин Бубер: «Свободный человек... верит в судьбу и верит в то, что она нуждается в нем». Он действует сознательно, свободно, ответственно, чтобы играть свою значимую роль в мире, определенные события которого проходят через него, через его добровольный выбор и волю.
Мы говорим о свободе, которая существует у субъективного человека, свободе, при которой индивидуум решает наиболее полно выразить себя, играя ответственную и добровольную роль в осуществлении определенных событий своего мира. Это переживание свободы — наиболее значимое развитие для оего клиента, которое помогает ему стать человеком, найти понимание с другими и быть личностью.
Один из немногих недостатков гуманистического подхода к психологии сегодня заключается в том, что она пытается сохранить открытую, всестороннюю позицию по отношению к индивидуальной личности, не определяя ограничений относительных и постоянно меняющихся категорий, однако эти категории абсолютно необходимы, чтобы достичь описательной точности и теоретической уверенности, которые входят в окончательную цель гуманистической психологии. Мы обнаруживаем, что значительная часть гуманистической психологии остается набором абстрактных позиций или общим подходом, а не развитием точной и полезной теории личности и человеческого роста. Многие сторонники гуманистической психологии не решаются принять какой-либо набор стандартов или процедур для распознавания различных человеческих типов, потому что они видели, что такие теории в прошлом использовались просто для поддержки общественной морали конкретного исторического периода и со временем выродились в серьезные затруднения в психотерапии. Многие приверженцы гуманистической психологии сегодня активно вовлечены в исследование значимости трансцендентного, мистического или «трансперсонального» опыта. Такое исследование приводит их к столкновению с метафизическими вопросами и реальностями, а знакомство с этим уровнем опыта делает все более очевидной несостоятельность старых теорий личности. Поэтому я полагаю, что единственный универсальный стандарт ссылок и жизненных ситуаций, обеспечивающий основу для современной гуманистической психологии, — это сама вселенная с ее неизменяемыми паттернами, циклами и ритмами. Это вид гуманистической астрологии, которую развивал Дэйн Радьяр в течение последних сорока лет, личностно-ориентированной, а не событийно-ориентированной астрологии, астрологии, задуманной как язык, использующий иклическое движение небесных тел в качестве символов, передающих людям непосредственное и практически применимое понимание основных паттернов, которые структурируют индивидуальное и коллективное существование. Такая астрология, т.е. имеющая главным образом дело с формой и структурой целого, обеспечивает значимую основу для психологии, рассматривающей в основном «содержание» персонального опыта. При рассмотрении в таком широком контексте и в такой перспективе относительно универсального фона повседневные переживания обычной жизни и случающиеся время от времени кризисы, формирующие новые фазы роста, становятся более понятными и более значимыми. Как пишет Радьяр:
Суть заключается в том, чтобы уметь увидеть, как все, что происходит в любой момент времени, вписывается в общий паттерн или структуру вашего существования.
Те, кто рассматривают все в жизни как хаос и абсурдность, разрушают здоровье и жизнеспособность человека (как показали эксперименты Виктора Франкла). То, что человеку нужно больше всего, чтобы быть здоровым — это чувство смысла. Осмысленность определяется как прохождение через ряд фаз, которые, будучи связанными друг с другом, становятся системой отсчета для всего, что происходит в вашей жизни. Показать человеку осмысленность его жизни — это наиболее важное, что может сделать астрология...
Астрология значима, потому что она может продемонстрировать, что сама жизнь прибегает к осмысленной интерпретации.
Причина дурной репутации астрологии в научных и академических кругах в течение последних десятилетий заключается
в том, что большая часть астрологии (и почти вся популярная астрология) по-прежнему интересуется предсказанием определенных событий, а не внутренней жизнью индивидуального человека. Важный шаг, предпринятый гуманистической астрологией Радьяра, — это смещение акцента с внешнего мира событий на внутренний мир персонального опыта и роста. Различные «предсказательные» техники, такие как прогрессии или транзиты, по-прежнему находят свое место в гуманистически ориентированной астрологии, но значение того, на что указывают эти технические приемы, меняется с детерминистического и бессмысленного действия судьбы на полную смысла возможность испытать и интегрировать новые аспекты бытия человека. Другими словами, периоды, указанные как критические (по анализу циклов, наиболее важных для индивидуального паттерна роста), рассматриваются как часть большего паттерна роста и самоактуализации. Поэтому даже трудный опыт приобретает позитивное, способствующее росту персональное значение. Радьяр объясняет этот новый акцент в астрологии следующим образом.
Если вы хотите, чтобы астрология продемонстрировала свою гениальность, вы должны сосредоточиться на том, что уникально в астрологии, чему она может придать наиболее полный смысл — это индивидуальная ситуация.
То, что вы стараетесь понять, —- это значение ситуации как целого. Причина важности положений планет заключается в следующем: если вы осознаете, что вселенная является организмом в широчайшем смысле этого термина, тогда все, что происходит в системе интегрированной активности, имеет свое место и функцию в этой системе. Если вы хотите понять определенную точку во времени-пространстве в этой системе, вы должны рассмотреть ее относительно всей системы.
Целостность системы постоянно находится в полифонической гармонии с жизнью индивидуума, который выделился из целого, став собой, маленьким целым, маленьким организмом. Всякий раз, когда что-то индивидуализируется и выделяется из целого, оно остается частью целого... Идея астрологии заключается в том, чтобы связать всю функциональную активность человека с десятью основными символами, или планетами, где каждая планета представляет определенное качество активности. Взятые вместе, они представляют набросок человека как целого.
В своей брошюре «Астрология для новых умов» Радьяр объясняет этот момент:
...каждая индивидуальная личность — это относительно независимое органическое целое, в котором множество сил динамически взаимодействуют друг с другом в соответствии с исходным и созидающим паттерном, устанавливающим его жизненную цель и его основное отношение ко всем другим целым во вселенной. Это органическое целое — индивидуальная личность — по существу не отличается от неизмеримо большего организованного Целого, которое мы называем вселенной. Действительно, индивидуальная личность представляет собой один отдельный аспект вселенского Целого, сфокусированный в конкретной точке пространства и, с точки зрения конкретной потребности в нем, в точный момент перехода в автономное существование. Это момент первого вдоха, потому что именно тогда основные ритмы существования индивидуума устанавливаются в рамках конкретного окружения.
Поскольку, как пишет Радьяр, «существенные элементы или основные побуждения в каждой организованной системе
одинаковы» и поскольку люди на Земле являются частью того же целого, что и планеты в нашей солнечной системе, мы имеем основу для создания космического языка, подходящего для истинного образа существования человека и паттерна функционирования. В лекции, прочитанной на съезде американской федерации астрологов, Радьяр резюмировал то, что он считает наиболее важным применением астрологии:
...жить более сознательной и более понимающей жизнью с точки зрения более объективного осознания характера и относительных значений основных факторов, которые структурируют вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей, ...это путь мудрости.
Сегодня приверженцы гуманистической психологии пытаются создать психологию, которая акцентирует такие позитивные факторы, как самоактуализация, творчество, достижение высшего сознания и осознание непосредственным образом своего неотъемлемого «Я». Гуманистически ориентированный психолог, консультант или педагог может обрести в астрологии наиболее веское и полезное орудие, так как астрология дает нам язык, который точно описывает уникальную комбинацию универсальных факторов, действующих в каждом из нас.

комментарии: Закрыты

Комментарии закрыты.