Холистический подход

Опубликовано 23rd Апрель 2017 в рубрике Психология:
.

Философия холизма предполагает, что вся вселенная — это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттерны которых полностью соответствуют структурам, функциям и паттернам большего целого. Астрологи и философы средневековья использовали концепцию микрокосм-макрокосм, чтобы выразить эту идею, т.е. вся вселенная в миниатюре сосредоточена в человеке, а звездные паттерны, в свою очередь, рассматриваются как Огромный Человек или Космический Человек. Пример такого соответствия можно увидеть, сравнивая строение атома с нашей солнечной системой. Атом — это макрокосмическая солнечная система в миниатюре. Английскими поэтами-метафизиками такая же идея была названа «принципом соответствия». Важная особенность этого подхода заключается в том, что, изучая циклы и паттерны большего целого (планет), мы можем узнать о циклах и паттернах самого человека.


Холистический подход не предполагает, что причинность представляет собой основной закон вселенной, так как, если вселенная действительно является единым целым, как может быть все в итоге причиной чего-то еще? Скорее, более уместный способ рассмотрения холистического подхода — это древний закон соответствий между частями целого. Карл-Густав Юнг называет этот закон соответствия «синхронностью», екаузальным связующим принципом, а в отношении астрологии указывает на то, что все, что родилось или было сделано в конкретный момент времени, неизбежно несет на себе качества этого момента. Юнг использует пример знатока вин, который может оценить просто по вкусу вина тип винограда, область, в которой он был выращен, и год сбора. Этот закон синхронности объясняет, почему гороскоп строится на момент первого вдоха человека, так как именно в этот момент времени новорожденный ребенок начинает свой индивидуальный ритм в гармонии с огромным целым всей окружающей его жизни.
Другой психолог, Зиппора Добинс, объясняет свой взгляд на синхронность следующим образом:
Я полагаю, что планеты — это, прежде всего, часть космического порядка, а их паттерны представляют собой очень полезные ключи к такому же порядку, который существует везде. Я думаю, что роль планет в поддержании или создании порядка минимальна по сравнению с их ценностью в качестве карты или плана порядка.
Эту же идею можно обнаружить в древней и современной литературе и философии. Эмерсон, например, пишет: «Законы, по которым организована вселенная, появляются вновь в каждой точке и будут управлять ей». Линкольн Барнетт продолжает: «Цель Эйнштейна в широчайшем смысле заключалась в том, чтобы показать, что все формы в природе — звезды, планеты, свет, электричество и, возможно, даже элементарные частицы — подчиняются одним и тем же универсальным законам». Основное использование и ценность астрологии — применение знания универсальных законов в нашей индивидуальной жизни.
Дэйн Радьяр, больше, чем любой другой современный астролог или философ, ясно и обстоятельно разъяснял холистический подход к астрологии, а также к психологии, философии и всем вещам, затрагивающим человека как индивидуальную личность. В течение последних пятидесяти лет Радьяр опубликовал десятки книг и сотни статей, рассматривающих астрологические, психологические, культурные и философские темы. К наиболее известным его работам относятся следующие: «Астрология личности» (1936), «Практика астрологии» (1968), «Паттерны рождения нового человечества» (1969), «Планетаризация сознания» (1970) и «Астрологическое исследование психологических комплексов и эмоциональных проблем» (1966). Кроме того, Радьяр развивал то, что он называет «гуманистической астрологией» — новый и современный подход к астрологии, который полностью совместим с современной психологией. Больше, чем любой другой автор, Радьяр представлял астрологию тонким и вдумчивым образом, который превосходно сочетается с наиболее многообещающим пониманием современной науки, философии и психологии.
Философия, лежащая в основе всех работ Радьяра, — это философия холизма, основная предпосылка которой заключается в том, что существование проявляется на всех уровнях в рамках целых, т.е. организованных взаимозависимых полей. Для Радьяра астрология является наиболее полным языком формы, структуры и ритма функциональных целых. В одной из своих первых книг «Астрология личности» Радьяр говорит об астрологии как о «алгебре жизни», т.е. о способе понимания порядка, свойственного всей жизни, индивидуальной и коллективной. В дальнейших работах он пишет об астрологии следующее:
Астрология, если мы внимательно рассмотрим, что она в силах интерпретировать и чему придать смысл, предстает символическим языком, в котором структура во времени и пространстве больших целых (подобно солнечной системе) связана со структурным азвитием меньших целых (индивидуального человека или человечества как целого). Астрология — это практическое применение холистического философского подхода к существованию. Согласно этой философии, каждое существующее целое содержится в большем целом, которое, в свою очередь, представляет собой меньшее целое, содержащееся в еще большем целом. Существующая организованная система активности, следовательно, является как вместилищем меньшей системы, так и содержимым большей системы.
Астрология, как я понимаю ее, по существу имеет дело с циклами движения и космическими (или биокосмическими) ритмами. Она имеет дело с формой или гештальтом — со структурными принципами, свойственными каждой организованной системе активностей, следовательно, каждому целому. Это не вопрос буквального, прямого, внешнего влияния, оказываемого некоторым небесным телом на сущности, живущие на планете Земля. Астрология — это способ изучения и понимания устройства или организации определенных существенных функций и факторов в каждом организованном целом. В былые времена эта концепция выражалась как структурное соответствие между микрокосмом и макрокосмом; но первоначально в качестве микрокосма рассматривалась вся Земля, аналогичная по своей основной структуре целой вселенной. Только позднее, когда получил развитие процесс человеческой индивидуализации и из всеохватывающей и полностью контролирующей системы племенных сообществ начали появляться индивидуальные личности, такие индивидуальные личности начали рассматриваться как микрокосм — факт, подтвержденный словами Иисуса: «Царство небесное внутри вас».
Даже столь выдающийся ученый, как Тейяр де Шарден, подтверждает ценность холистического подхода к жизни, когда пишет, например, о том, что простое может быть понято только с точки зрения более сложного. Психолог Ролло Мей высказывает аналогичную мысль:
... это только половина истины, что организм должен быть понят с точки зрения более простых элементов, стоящих ниже его на эволюционной шкале; это так же верно, как то, что каждая новая функция формирует новую совокупность, которая обуславливает все более простые элементы в организме.

комментарии: Закрыты

Комментарии закрыты.